Марки бензина

Опубликовано: 18.07.2015

Карбюраторные двигатели внутреннего сгорания продолжают удерживать бесспорное лидерство в автомобильном транспорте, значительно опережая даже дизельные и газовые. Бесчисленные армии автомобилистов во всем мире ежесекундно заправляют свои машины у бензоколонок. Марки бензина различаются по октановому числу. Что же, все-таки льется в бак через его горловину?

Бензин — почти бесцветная горючая жидкость со специфическим запахом, являющийся сложным соединением углеводородных цепочек разной структуры. Эти цепочки, называемые обычно фракциями, определяют свойства моторного топлива. Замерзание при температуре ниже минус шестидесяти градусов по Цельсию. Кипение в диапазоне температур от тридцати до свыше двухсот градусов по Цельсию. Летучесть бензинов приводит к опасности образования взрывчатой смеси.

Марки бензина

Подавляющее большинство бензинов получают из нефти, путем ее переработки. Марки бензина зависят от его чистоты и октанового числа. Основными способами являются: прямая возгонка, крекинг, риформинг. Источниками получения указанного топлива также могут служить каменные угли и горючие сланцы, природные и попутные газы. Помимо использования в двигателях внутреннего сгорания, бензины успешно применяются в качестве смывок, растворителей и экстракторов (нефрас, уайт-спирит, «калоша»), как сырье нефтехимической промышленности для получения этиленов и т.п.

Но около девяноста процентов продукта, производимого в мире, применяется как моторное топливо двигателей внутреннего сгорания, которое принято делить на автомобильные и авиационные бензины. Марки бензина отличаются качеством. Чем лучше качество тем меньше проблем будет при осуществлении Техобслуживания автомобиля. Развитие и совершенствование способов получения их качественных сортов неразрывно связано с изменением конструкций, рабочих объемов, характеристик и мощностей моторов. Так как для разных целей нужны разные марки бензина. Для первых вариантов вполне хватало продуктов прямой или первичной перегонки нефти, разделяющей ее на фракции с разными температурами кипения. При этом выход продукта составлял до двадцати процентов объема исходного сырья. Но уже через десяток лет рост количества единиц автотранспорта, оснащаемых новыми моторами, заставил решать вопросы дефицита топлива путем увеличения продуктивности переработки.

Производство бензина

Марки бензинаДля производства применяется крекинг, являющийся вторичной переработкой. Процесс позволяет расщепить крупные тяжелые углеводороды, добавляя к объему готового продукта до шестидесяти процентов. Температурный (термический) крекинг, при нагреве до пятисот градусов по Цельсию, позволяет получать бензины с октановым числом до семидесяти. Получая тем самым разные марки бензина.

Современное производство топлива — это крупные заводы по переработке нефти (НПЗ), с автоматизированным оборудованием, занимающим территории в несколько сотен гектаров. Тут разная нефть, поступающая по трубопроводам, перемеши- вается и отстаивается в огромных хранилищах – резервуарах. Ее промывают, удаляя лишние соли, и обезвоживают.

Подвергают первичной ректификации, получая прямогонные бензины с высокой стабильностью. Остаток от перегонки вакуумируется и при высокой температуре обрабатывается на специальном оборудовании. Стадии очистки каталитическим крекингом и риформингом удаляют серу и увеличивают октановые показатели жидкостей, расщепляют тяжелые фракции на легкие компоненты. Конечные марки бензина, определенных сортов получают по специально рассчитанным алгоритмам.

Марки бензинаИз истории известно, что первые двигатели внутреннего сгорания на «самобеглых колясках» работали на бензине из каменных углей. Применение прямогонных бензинов из нефти стало возможным благодаря усовершенствованию карбюраторов распылительными форсунками. Успехи окрыляли. Но дальнейшее повышение эффективности моторов за счет увеличения компрессии в цилиндрах натолкнулось на явление преждевременного взрыва рабочей смеси (пары бензина и воздух) при ее нагреве от сжатия. Это происходило с нарушением цикла, до подъема цилиндра в рабочую точку и поджига смеси от искры свечи зажигания. Скорость процесса на два порядка превышала рабочую. От детонации двигатели теряли мощность, выхлоп был черным от сажи, обгорали и разрушались клапанные кромки и поршневые кольца, пробивало прокладки головок блоков и т.д. Вопрос требовал решения. Помогло введение специальных присадок — антидетонаторов. Одно из таких веществ — известный тетраэтилсвинец. Детонационная устойчивость бензинов стала оцениваться октановым числом, называемым маркой.

Основа марки бензина — октановое число

Марки бензинаОпределяют октановое число несколькими способами: моторным, температурным и исследовательским. Принцип, положенный в основу определения, дал название параметру – октановое число. Фракцией, с максимальной устойчивостью к детонациям, принятой за 100 единиц, является изооктан. Нулевая устойчивость у нормо — гептана. Марки бензина будут соответствовать смеси изооктана с нормо — гептаном, эквивалентной по своей детонационной стойкости.

Например, для АИ-92 это составит девяносто два процента изооктана и восемь процентов нормо — гептана. Не вдаваясь в подробности описания технической стороны, нужно сказать, что каждый способ имеет свои особенности: моторный дает более точные данные о детонационных свойствах бензинов для форсированных (гоночных) режимов работы. Как правило отечественные автомобили ВАЗ 2115, и многие другие работают на 92-ом топливе, в отличие от иномарок Santa Fe,  Toyota Avensis которые лучше заправлять АИ-95. Для городского цикла, с частыми остановками и ограничением мощности, точнее исследовательский. Оперативный контроль марок бензинов осуществляется специальными компактными переносными приборами. Температурный метод применяют при оценке авиационных бензинов с октановым числом свыше девяносто пяти. У этого топлива в маркировке применен дробный показатель, означающий в числителе октановое число, а в знаменателе – сортность (например, Б-95/130), показывающую детонационные свойства в режиме форсированной работы мотора на обогащенной смеси.

Современные двигатели внутреннего сгорания требуют строгого соответствия марки бензина: в бак нужно лить марку, рекомендованную изготовителем мотора. И вызвано это определенной степенью сжатия бензино-воздушной смеси, рабочим объемом цилиндра и конструкцией агрегата. Для примера, чем выше компрессия (стандартно, до восьми к одному) и объем камеры сгорания, тем выше должно быть октановое число – антидетонационные свойства. Конструкторы говорят, что увеличение сжатия на каждую долю в двадцать пять сотых требует в четыре раза большего (на единицу) роста октанового числа.

В числе производимых автомобильных бензинов основными являются марки АИ-98 (аналог «Супер»), АИ-95 (аналог первосортного «Премиума»), АИ-92 (аналог второго сорта «Регуляр», с октановыми числами от 90 до 94), А-80 (аналог «Нормаль», для двигателей грузового автотранспорта и легковушек «доисторического материализма»). Перечисленные марки могут производиться без этилирования, со слабым этилированием и с применением этиловых жидкостей (последние соответственно окрашиваются). Как уже говорилось выше, следует применять бензин рекомендованной марки для предотвращения детонации, повышенной коррозии и т.д., ведущих к раннему износу деталей мотора.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть