ВАЗ 2101 (копейка)
Опубликовано: 26.07.2015
В статье речь идёт о родоначальнике семейства автомобилей, которое принято называть «классикой», — о ВАЗ-2101. Вкратце рассказано будет, откуда пошла советская «копейка» и чем отличается от своего заграничного предшественника, и подробно – о том, какие технические и иные новшества привнесла в советское автомобилестроение. Технические параметры, модификации и особенности «копейки», которые позволили ей стать особенной и любимой многими, — всё это есть в приведённой ниже статье.
ВАЗ 2101 «Жигули» — заднеприводный седан российского производства, первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе, родоначальник ВАЗовской «классики», в народе позванный по номеру «копейкой». Конечно на данный момент этот автомобиль считается уже чуть ли не «ретро» автомобилем, ведь на смену пришли Лада Калина, Приора и многие другие современные автомобили, но и эту машину еще можно не редко увидеть на наших дорогах.
История создания
История ВАЗ 2101 начинается в далёком 1966 году, когда между компанией FIAT и Внешторгом было заключено соглашение о сотрудничестве с целью создания в СССР производства легковых автомобилей. В рамках этого соглашения итальянскими инженерами был модернизирован под российские условия эксплуатации Fiat 124, который в 1967 году стал «Автомобилем года». Плохие просёлочные дороги заставили увеличить дорожный просвет, добавить буксирные проушины, полностью заменить заднюю подвеску и серьёзно усилить переднюю, сделать задние тормоза барабанными, внедрить открытый вал с промежуточной опорой. Позаботились и о повышенном комфорте: наружные ручки дверей сделали травмобезопасными, а сиденья салона — раскладывающимися в полноценные спальные места. В итоге в общей сложности в конструкцию Фиата был внесено порядка восьми сотен изменений, и это была действительно модернизация — получившийся продукт был на порядок лучше и удобнее своего прообраза.
Для выпуска получившегося автомобиля и ещё двух подобных моделей (универсала ВАЗ-2102 и автомобиля класса «люкс» ВАЗ-2103) при содействии тех же итальянских инженеров был построен Волжский автомобильный завод, и уже в августе 1970 года началось массовое производство ВАЗ 2101. ВАЗ-2101 стал родоначальником целого семейства автомобилей, выпускаемых Волжским АЗ, которое принято называть «классика». Саму модель сняли с производства в 1983 году, её модификацию ВАЗ-21013 — в 1988 г., в целом же «классика» производилась вплоть до сентября прошлого года. Более современная модель — ВАЗ 2115, которая приобрела такую популярность.
Технические характеристики
В ВАЗ-2101 многое было впервые: большая скорость по сравнению с распространёнными в то время автомобилями (145 км/час), тихий двигатель, зимой тепло в салоне и простой запуск двигателя (без паяльных ламп), двигатель с самой высокой литровой мощностью, принципиально новая система охлаждения — закрытого типа, рассчитанная на использование антифриза (а значит, отпала необходимость зимой перед каждой стоянкой сливать воду из радиатора), пластиковые материалы высокого качества в отделке салона.
Словом, именно выпуск и производство ВАЗ 2101 позволило промышленности сделать огромный рывок вперёд, осваивая новые технологии и материалы.С этой моделью рынок отечественного автопрома начал переходить на новый урвень, сочетая в автомобиле комфорт, качество и современный дизайн.
Модификации
Среди модификаций следует выделить широко распространённые:
- ВАЗ-2101 («копейка») – первый и основной вариант, двигатель 1,2 л;
- ВАЗ-21011 («одиннадцатая») — более мощный двигатель 1,3 л.;
- ВАЗ-21013 («тринадцатая») — тот же ВАЗ 21011, но с двигателем чуть меньшей мощности (1,2 л).
К менее распространённым следует отнести:
- две модификации с роторным двигателем — ВАЗ-21018 и ВАЗ-21019 (соответственно одно- и двухсекционным, 70 и 140 л.с.);
- пикап – бракованные кузова ВАЗов переделывали в пикапы для использования для нужд завода как внутри него, так и за пределами;
- праворульные — ВАЗ-21012 (на базе ВАЗ-2101) и ВАЗ-21014 (на базе ВАЗ-21011);
- экспортный вариант — Lada 1200. Отправлялся в соцстраны (Венгрию, Югославию, Чехословакию, ГДР, Болгарию), реже другие страны, вплоть до Швейцарии и Нигерии.
«Копейка» — уходящая в века
Вкратце подытожим, чем был знаменит ВАЗ-2101, чем прославился и чем запомнится:
- Говорящими прозвищами. Официально названная «Жигули», модель ВАЗ-2101 приобрела сначала уважительное прозвище «Единичка» (по модификации), а затем, в конце 1980-х, когда модель перестала быть престижной, — «Копейка»;
- Лучший отечественный автомобиль ХХ века. По результатам всероссийского опроса, проведённого в 2000 году журналом «За рулём», «копейка» легко обошла все остальные марки, модели и модификации;
- Именно за выпуск ВАЗ-2101 Волжский автомобильный завод получил Международную премию «Золотой Меркурий»;
- Первый отечественный автомобиль, на котором опробована регламентирующая классификация и система обозначения. Моделям автомобилей отныне начали присваивать индексы из четырёх цифр, в которых каждая несла определённый смысл: первая обозначала класс автомобиля, вторая – его назначение, третья и четвёртая – модель, остальные – модификации;
- В рамках помощи братским странам СССР оказывал помощь в том числе и Кубе, где до сих пор выпускаются на полупромышленной основе «лимузины» ВАЗ-2101, которые массово используются как маршрутные такси;
- «копейке» поставлен памятник в Москве. На церемонии открытия памятника у его основания была сооружена пирамида из копеек, в которой задействовали 270 265 монет, то есть ровно одну десятую часть от количества выпущенных в СССР за все годы «копеек».Самая большая пирамида занесена в «Книгу рекордов России». Помимо этого памятника ВАЗ 2101 стоят на постаментах возле зданий ГИБДД в разных городах — в Твери, Иваново, Ростове-на-Дону и других.